Название: Blackboard ~Jidai to Tatakatta Kyōshi tachi~ | Классная доска ~Эпоха борьбы учителей~
Отзыв:
Не уверена, можно ли назвать это дорамой. Скорее это просто три фильма, частично связанные между собой сюжетом, местом действия и персонажами, но каждый фильм рассказывает свою отдельную историю. Изначально я думала, что посмотрю только первый, и то из-за главного героя. Но стоило начать и я поняла, что так просто не отделаюсь. Я постараюсь не спойлерить, потому что интереснее смотреть самому, но в общих чертах попытаюсь рассказать о каждой истории, то есть на чем именно они строятся.
1.
Первая история о послевоенном времени, когда японцы проиграли войну, и в стране буквально воцарился хаос. Вернувшиеся живими с войны солдаты не могли узнать родного города, в котором настолько всё поменялось. И речь даже не только о внешнем облике как улиц, так и жителей, но и о внутренних качествах людей. После войны так всегда, условия жизни едва ли не хуже, чем во время неё: множество детей остались сиротами, чтобы выживать, они выполняют тяжелую физическую работу, женщины вынуждены торговать собой ради того, чтобы получить хоть какие-то деньги на пропитание, трудоспособных мужчин очень мало - и ведь так было не только в Японии. Но история сконцентрирована не на этом (точнее это не самое главное в повествовании), а на роли школ в обществе в послевоенное время. Те годы были слишком тяжелыми для того, чтобы в школах могли учиться все: у кого-то не было возможности посещать их из-за серьезных болезней, у других - из-за отсутствия денег, из-за тяжелой работы, которая занимала большую часть дня (ведь некоторым детям приходилось только работать, чтобы вообще жить). Но тем не менее именно школы, а, точнее, учителя вселяли в этих детей веру в лучшее будущее. Именно учителя помогали детям заинтересоваться в окружающем их мире, понять как законы природы, так и законы общества, которое начало строиться заново. Именно учителя направляли своих учеников, помогая им выбрать дорогу в светлое будущее.
В частности, в данной истории показывается судьба учителя, Ширахамы Шохея, который вернулся в школу после того, как отвоевал. Из-за войны, как и очень многие, он потерял почти всё. И тем не менее он смог остаться человеком. Не только ученики, но и сам главный герой постепенно находит ответы на действительно важные вопросы и делится ими с детьми; со временем он стал для них тем, кто показал, что жизнь продолжается и что эту жизнь нужно ценить, ведь впереди всех ждет будущее, и каким оно будет - всё это в их руках.
2.
Вторая история - история учителя, который раньше был учеником Ширахамы-сенсея. На этот раз рассказывается о 80-х годах, когда в японских школах, обучение в которых стало обязательным для всех, расцветало насилие и жестокость. Ученики средних и старших школ всё чаще вступали в различные организации сомнительной репутации и постоянно устраивали беспорядки как на улицах города, так и в зданиях школ. Однажды попавшие в дурную компанию дети постепенно становились неуправляемыми, тем более от многих из них спешили отказаться собственные родители: зачем нужно брать на себя лишний груз, лишнюю ответственность за действия неуправляемых созданий? И дети, сбившиеся с пути, встречающие на пути лишь осуждения и подозрения, даже если при этом они ничего не совершали, всё больше злились на людей вокруг, оттого и творили беспорядок в знак своего протеста против общества, которое их отвергло. Да, в какой-то мере это был замкнутый круг.
И вот история как раз о классе с проблемными учениками, при этом и их новый классный руководитель также прославился своей "жестокостью". Но речь не о том типе насилия, при котором учитель прибегает к телесным наказаниям при любом неправильном ответе, вовсе нет. Лишь в требующих того ситуациях он позволяет себе ударить ученика. Но все понимают, что в развивающемся обществе такое отношение недопустимо, что время телесных наказаний прошло, что бьющие своих учеников учителя не имеют права преподавать.
И тем не менее постепенно зритель, как и остальные герои, понимают мотивы этого учителя (Гото Акиры), понимают, что своей искренностью и пусть радикальными, но действенными методами он может показать этим сбившимся с пути детям нужную дорогу, поверить в них несмотря ни на что и, наконец, подарить им надежду.
3.
Наконец, третья история - о современных школах, действие ведется в 2012-ом году. Теперь в школах учатся все, теперь все знают, для чего они нужны. Но очень часто ученики воспринимают школу лишь как место, которое подготовит их для следующего образовательного заведения, забывая, что школы не только готовят к экзаменам. Ключевое слово этого эпизода дается в самом начале - "мечта". Конечно, всё разворачивается не только вокруг него, но так или иначе происходящее с ним связано.
Одна из основных проблем - отношение учеников к учителям, ведь в наше время у учителя не так уж и много прав. А тем более если речь идет о Японии, то такое образование как "родительский комитет" - это вообще самое страшное, что может быть, ведь стоит учителю не угодить одной недалекой мамаше, как всё для него пойдет наперекосяк. Но тем не менее остаются преподаватели, которые не склоняют головы перед каждым словом родителей, а обращют всё своё внимание на проблемы учеников. И эти преподаватели учатся вместе со своими учениками, продолжая познавать такую хоть и понятную, но необъятную вещь, как нравственность.
Главная героиня, Такизава Момоко, осуществила свою детскую мечту стать учителем, поняла все трудности и радости этой профессии, и несмотря ни на что всегда продолжала помогать ученикам справляться с трудностями, помогала найти ту мечту, к которой они будут стремиться. Учеба и нужна для того, чтобы однажды добиться того, о чем ты мечтал в детстве, о чем мечтаешь сейчас или о чем будешь мечтать когда-нибудь ещё.
Как вывод: на мой взгляд все три истории очень сильны (а уж если вы впечатлительны, то гарантирую - проплачете много ). Если у вас есть свободное время, то советую посмотреть эти фильмы, но каждый из них идет около двух часов. Совсем не обязательно их смотреть все разом, потому что истории, как я говорила, хоть и связаны частично, но в общем-то они все вполне самостоятельны.
Ну и в этих моих описаниях я не смогла отразить всего, так как история и мораль каждой серии куда глубже, там раскрывается больше различных аспектов, но я всего сразу не вспомню и не сформулирую, поэтому это лучше смотреть самому.
Помимо сюжета радует и актерский состав каждой серии, и игра этих актеров (лично я верила всему, не знаю, как насчет более опытных в этом деле зрителей), и музыка тоже берет за душу, особенно песня в конце каждой серии приходится к месту, очень подходит по атмосфере, как мне кажется.